Главная » Файлы » ГЕНЕАЛОГИЯ » ИСТОРИЯ

Уездный город Прасныш
04.09.2015, 09:49

Уездный город Прасныш.

Краткая история и экономическое развитие до 1874 года.

  Прасыш лежит на ровной плоскости, омываемой речкой Венгеркой, в 105 вёрстах от Плоцка, по прямому почтовому тракту.
  Основание Прасныша относится к той же эпохе, в которой возник и Цеханов. До ХVI века Прасныш входил в состав староства Цихановского. Но с этого времени является уже в истории как отдельное староство.

  Князь Мазовецкий, Януш Старший даровал Праснышу, в 1427 году магдебургское право, уволив местное население от множества разных обременительных повин-ностей, установленных прежними польскими законоположениями.

  Под благодетельным влиянием немецкого права, Прасныш стал вскоре на ряду лучших городов в Мазовецкое княжеств. Так, при переписи в 1564 году, в Прас-ныше оказалось 689 строений и 457 ремесленников, в числе которых одних пекарей 117, а пивоваров 126.

  Происшедший, в 1613 году, пожар истребил значительную часть городских домов и между ними красивый дворец старосты.
  Шведские войны причинили городу ещё большие опустошения и разорили его до такой степени, что прусское правительство, которому Прасныш достался после первого раздела Польши, нашло его в весьма жалком состоянии. Но, благодаря оказанной новым правительством материальной помощи на сооружение частных и общественных построек, Прасныш вскоре снова восстановился.

  Настоящим своим, состоянием город обязан перенесению в него уездной адми-нистрации современным правительством.

  Вследствие неоднократного возобновления периода посла опустошений швед-скими войнами и пожарами, в Прасныше, из старинных построек, уцелели, в первобытном виде, только местные костёлы.

  Один из этих костёлов, приходской, относится, по постройке, если не к Х V веку, то ещё к более отдалённому времени, и, несмотря на неоднократные капитальные поправки, сохранил перво-начальные общие формы. Другой - бернардинский костёл - построен в 1590 году, и имеет готический средневековый стиль, который наиболее любили набожные Мазовецкие князья. Третий костёл, находящийся при монастыре бернардинов, построен в 1629 году, и некогда, во время процветания этого монашеского ордена, славился богатством и великолепием. Кроме того, находится в Прасныше небольшая евангелическая церковь, построен-ная в новей-шее время.

  В настоящее время город Прасныш имеет постоянного населения 6190 душ, а вместе с временными – 7291 душу, которые распределяются следующим образом: по полам: мужчин 4064, женщин 3227; по вероисповеданиям: православных 22, католиков 3200, лютеран 117, евреев 3945, магометан 7; по сословиям: дворян 69, духовенства чёрного (монахинь) 13, белого 5, купцов 39, мещан 5909, военных с семействами 1083, иностранных подданных 139, инородцев 27 человек. В Праш-ныше, кроме упомянутых костёлов, находятся следующие здания: монастырь женский (фелицианок); еврейская деревянная синагога; казённых, приходского и общественных зданий: 8 каменных и 10 деревянных; больница св. Станислава Костки, каменная, на 35 кроватей; жилых домов: каменных 47, деревянных 367.

  Каменных постройки скучены в центре города, около базарной площади, посреди которой помещается здание ратуши, грубой архитектуры, более безобразящее нежели украшающее эту лучшую часть города. По средине города протекает небольшая речка Венгерка, к которой, с одной стороны, примыкают строения мещан-хлебопашцев, а с другой-жилые дома промышлен- ников и торговцев. Лучшая улица в Прасныше считается Блоня, на которой недавно сделан опыт посадки аллеи, но деревья, по причине каменисто-песчаного грунта, принялись плохо. Около по бернардинского костёла находится общественный сад, который, по густоте зелени и живопис- ному положение на берегу Венгерки, представляет, в летнее время, единственное приятное место гулянья для городской публики.

  Офицеры, квартирующего в городе З батальона 22 пехотного Нижегородского полка, образо- вали недавно в Прасныше свой клуб, который, с развитием, окажет, без сомнения, не малое содействие к оживлению местной общественной жизни.

  В Прасныше, вследствие неблагоприятного положения всего уезда вне больших трактов и сплавных рек, которые представляли бы удобство для сбыта лесных производств, промышлен- ность не имеет никакого значения. Существующее в городе мелкие заводы, а именно: кожевен- ный, свечной, пивоваренный, медова-ренный и 4 маслобойни ограничивают производство свое лишь потребностями города.

  В общем, из городского населения, христианское-занимается хлебопашеством, а еврейское - ремёслами и торговлею, преимущественно хлебной.

  Обращаясь затем к экономической деятельности целого уезда, следует сказать, что на всём пространстве его развито исключительно одно земледелие, в отношении которого Прасныш- ский уезд, заключающий в себе земли: усадебной 1090 десятин, под выгонами 10449 д., пахотной 39966 д., луговой 8983 д., под лесами 7019 д. и под кустарниками 5140 д., может разделить на две равные части: юго-западную и северо-восточную. Первая вся имеет средне плодороднуюпочву, а потому населе-ние он занимается исключительно хлебопашеством, сбывая продукты земледелия на местных рынках или за границу. Вторая заключает в себе грунт глинисто-песчаный и песчано-каменистый, но за то богата лесами, изобилующие разного рода дичью, вследствие чего хлебопашество играет здесь незначительную роль, уступая место, главным образом, звероловству, которое наиболее сродни местному населению, состоящему из так называемым курпиев. Курпии, по языку, мало отличаются от поляков; но по характеру, нравам и обычаям представляют много разительных особенностей.

  Название свое курпии получили от особой национальной обуви, состоящей из кожаных башмаков на деревянной подошве, называемых в Мазовии курпями. Что же касается коренного происхождения курпиев, то историки и археологи до сих пор не пришли ещё к положительным определениям. Из существующих, по этому предмету разнородных мнений учёных исследо-вателей, самое вероятное то, что курпии образовались из ссыльных, которыми в XIV столетии населяли Пущу Зелё-ную, называемую ныне Новгородской, находящуюся в Ломжинской губернии, где сосредоточены главные поселения курпиев; в Плоцкой все губернии последних находится незначительная часть, около 13000 человек.

  В былое время, в течение многих столетий, курпии исключительно занимались пчеловодством, выдалбливая ульи в деревьях; кроме того, звериная ловля и охота составляли любимые их занятия. Подобно жителям Кавказских или Карпатских гор, курпии никогда не разлучались с оружьем и славились большой воинствен-ностью. Так, в 1702 году, во время нашествия шведов, курпии, под начальством вождя своего Борового, одержали знаменитую победу над 7000 шведов, предводимых самим Карлом XII. С таким же успехом они принимали участие в воине 1734 и 1735 годов.

   После третьего раздела Польши, Пруссия, овладев местностью, занимаемой курпиями, запретила им заниматься пчеловодством, вероятно дли сбережения лесов, в которых курпии, как сказано выше, обыкновенно выдалбливали в деревьях ульи.

  Впоследствии, то же прусское правительство отняло у них оружие, почему курпии, поневоле, должны были обратиться к земледелию, которым до того времени почти не занимались. Но за всем тем, пчеловодство и звероловство, как историческое наследственные промыслы, и теперь ещё предпочитаются курпиями.

  В Праснышском уезде курпиями населены гмины: Едноржец, в количестве 4815 душ, Заремба 3082 души и Бараново 4486 душ.

 

Источник: Памятная книжка Плоцкой губернии на 1874 год. Издание Плоцкого губернского правления.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: asinicyn | Теги: курпии, экономика, история, Плоцкая губерния, 1874 год, евреи в Польше, Прасныш, Польша
Просмотров: 1372 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar