ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ

СУВАЛКСКОЙ  ГУБЕРНИИ И ЕЁ ГОРОДОВ.

 

  Сувалкская губерния, входившая некогда почти всей своей террито-рией в состав бывшего Великого Княжества Литовского, населена в настоящее время преимущественно литовцами, с незапамятных времен обитавшими в настоящих своих местах.

  К литовскому племени принадлежали: древние пруссы, ятвяги, голядь, корсь, судены и нынешние литовцы и латыши.

  Из многих научных исследований о перечисленных племенах, язык и сродстве их с соседними народами оказывается достоверным, что литовцы составляют отдельную небольшую группу в общей массе индоевропейских, или арийских народов.

Живя уединенно от остальных народов европейской семьи под защитой непроходимых болот и лесных дебрей,  литовские племена долгое время остаются нетронутыми в своей самобытности европейской цивилиза- цией, вследствие чего прочно успевают развить свою особую религи- озную (конечно языческую) систему и строго подчинить ей свой быт. У них рядом с властью князя (Кунигас), ведавшего военный дела, все что относилось к внешней защите страны и к сохранению внутренней без- опасности, стоит власть жреца (крива), который заведовал не только делами богослужебными, но и судебными. Многие обычаи литовских племен проникнуты религиозным началом. Отец семейства, например: имел  право убивать своих больных или увеченных детей на том основа- нии, „что слуги литовских богов должны не стонать, но смеяться, потому что бедствие человеческое причиняет скорбь богам и людям." На том же основании дети имели право умерщвлять престарелых

и больных родителей; человеческие жертвы дозволялись и оправды-вались,—„потому что освященные чрез огонь и блаженные, будут они (принесенные в жертву) веселиться вместе с богами." Поэтому большая часть верховных жрецов оканчивала свою жизнь добровольным сож- жением для умилостивления богов. Женщины у литовцев, будучи уни- жены и исключены из общества мужчин, часто подвергались умерщв- лению, в особенности же во время голода, когда литовцы прежде всего старались от них отделаться.

  При таком серьёзном влиянии религиозных начал на весь склад внут- ренней жизни литовцев, весьма ясным будет то обстоятельство, что литовское племя, появляясь на арене исторических событий с развив- шимися культурными чертами, долгое время остается суровым, воинст- венным и языческим.

  Потревоженные в своих неприступных пущах назойливым любопыт- ством иноземцев и христианскими проповедниками, литовские племе- на вступают в ожесточенную борьбу с окружавшими их народами, в которой многие из этих племен совершенно гибнут, как например : пруссы, порабощенные и силою обращенные в 1265 году в христиан-ство орденом Меченосцев, и только одно название, усвоенное соседним с Сувалкской губернией государством, напоминает теперь об исчезнув- шем литовском племени. В тоже время другие племена литовцев, поль- зуясь политическим бессилием и удельной рознью соседних князей, одолевают их и мало-помалу распространяют свое владычество вглубь Полоцких и Волынских земель.

  Эти успехи Литвы постепенно пробуждают в ней сознание народного единства, внушают доверие к собственным силам и выдвигают из среды мелких родовых князей энергичных и предприимчивых владете-лей, которые заводят новый политически порядок, объединяя под своей властью мало-помалу литовские племена и связывая их с вновь при-обретенными областями. В то время, как одни племена гибнут от меча немецких рыцарей, а другие теряют свою национальность, среди литов-цев, значительно усиленных, без сомнения, прусскими беглецами, явля-ются князья, которые начинают стремиться к единодержавию и об-устраивают Литву, как государство. Таковые, например, Миндовг (1240-1263 г.), Витен (1293--1316 г.), Гедимин (1316-1341 г.) и Ольгерд (1345—1377 г.). Они, пользуясь временным ослаблением некоторых удельных русских княжеств от усобиц и нашествия татар, завоевали соседние русские области с многочисленными городами и, таким обра-зом, положили начало обрусению Литвы, ибо литовская народная вол-на, вторгаясь в русские владения и, разливаясь среди русской народ-ной массы, естественно должна была подпасть подавляющему в куль-турном и нравственном отношениях русскому влиянию, что мы и видим при Витене, который совершает многочисленные и удачные походы против немцев с литовскими и русскими войсками, при чем поручает русским, как болле ознакомленным с техникой военного дела, командование отдельными отрядами, дает им важные гражданские должности и дипломатические поручения и постепенно заводит в Литве русские гражданские порядки.

  При Гедимине еще рельефнее определяется влияние русской культуры в Литве. Этот князь, принявший титул Великого Князя Литовского и Русского, явно покровительствует русской народности и отличает русских людей, вследствие чего некоторые пограничные области и мелкие удельные русские княжества добровольно входят в состав Великого Княжества Литовского; сам Гедимин дважды женится и женит некоторых сыновей своих на русских княжнах и выдает дочь свою Анастасию за Московского великого князя Симеона Ивановича.

  Со вступлением литовских князей в родственные связи с домом св. Владимира, естественно и вера православная должна была получить свободный доступ в Литве и находить там многочисленных послед-ователей не только в семьях князей, но и их приближенных. Исто-рически известно, что до 1386 г. 56 литовских князей исповедывали православную веру, 15 литовских княжон были в замужестве за рус-скими князьями и 11 русских княжон—за литовскими. Вера правос-лавная до того пускает глубокие корни в княжестве, что на первых же порах выдвигает своих мучеников - литовцев, как например : св. Виленские Антоний (Нежило), Иоанн (Кумец) и Евстафий (Круглец),*) замученные за исповедание православной веры при Ольгерде, который, хотя сам и исповедывал православную веру и сына своего Ягайло - Якова крестил и воспитал в православии, тем не менее должен был, в угоду сильной придворной языческой партии, скрывать свою принад-лежность к христианской церкви.

  *) Нетленные мощи Св. Антония, Иоанна п Евстафия в настоящее

время находятся в гор. Вильне, в пещере Свято-Духова монастыря, и ежедневно открыты для поклонения. 1903 год.

  Вместе с верою и русский язык мало-помалу приобретает в Литве право гражданства и становится преобладающим при дворе, офи-циальным в правительственных учреждениях и дипломатических дого-ворах, а также языком законодательства. Так, например: в 1-м пункте IV раздела литовского статута сказано: »писарь земский долженписать все бумаги, выписки и позывы по-русски, а не на ином каком либо язы-ке и не иными словами"; а по свидетельству польского ученого Чацкого; "Русский язык был в Литве всеобщим; им говорили в судах и со властя-ми; на нем отвечали король, судья и каждый чиновник." Кроме того, на печати Ольгерда находим русскую надпись; договорные грамоты его с королем польским Казимиром III писаны на русском языке, при чем договорные сроки обозначены православными праздниками. Последнее обстоятельство служит весьма красноречивым доказательством широ-кого распространения православной веры и русского языка при Оль-герде, в княжение которого много было воздвигнуто православных хра-мов в разных городах Литвы, в особенности Вильне - этом тогдаш-нем центре Великого Княжества.

  Таким образом, все клонилось к тому, чтобы Литва обрусела оконча-тельно и мало-помалу слилась с остальною Русью. Подтверждение дан-ной мысли мы находим у многих польских писателей. Так, профес-сор истории польского права в Краковском университете М. Бобржин-ский в своем „Очерке истории Польши" пишет, между прочим, что „неболь-шая горсть литовцев *), завоевавши Русь, разрозненную в политичес-ком отношении, но обширную по пространству, более населен-ную, более цветущую и сравнительно цивилизованную, могла навязать ей свое правление, но не была в состоянии лишить ее народности, рас-пространить в ней свою языческую веру, свои обычаи и язык.

  Напротив того, русская цивилизация побеждала литовцев; Ольгердо-вичи, имея на Руси владения и княжества, приняли христианство и обрусели; язык и влияние русские стали господствовать даже на великокняжеском дворе Ягайло. Там и вообще в Литве должна была получить господство и русская вера, т. е. восточная церковь.*)

  *) Русские земли , входившие в состав Великого Княжества Литовского, составляли ¾ всего княжества.

Другой польский историк Нарбут свидетельствует, что литовские князья, владея русскими землями, никогда не выказывали нетерпи-мости к христианству, не смотря на различие вероисповедания, а наоборот, уважая права, язык и обычаи покоренных народов, сами заимствовали у них то, что признавали мудрым; а потому и православ-ная вера, без всяких понудительных средств, путем кроткого убежде-ния в святых истинах заметно стала распространяться в Литве. Продол-жение высказанной Нарбутом мысли мы находим у третьего польского историка Ярошевича, который полагает, что если бы такое течение дел в Литве продлилось еще некоторое время, то Литва, входя в более тесные сношения с целой Русью посредством родственных связей своих князей, мало-помалу усвоила бы русский язык, русские обычаи, русское законодательство и, приняв православную веру, вместе с духовной властью русской церкви, переменила бы, таким образом, свою литов-ско-языческую народность в христианско-русскую.

 

 

страница 1 2 3 4 5 6