I. Губернский город Сувалки.

  Возникновение гор. Сувалок относится к XV столетию, когда здесь, среди лесной пущи был основан беглецами, укрывавшимися от пресле-дования властей, первый поселок, прозванный соседями-литовцами „Сусивилкой" (бродяги). В 1667 году поселок этот разросшейся уже в значительное селение, принесен был в дар королем Яном-Казимиром монастырю ордена камедулов в Виграх и с тех пор стал называться, сообразно с фонетикой польского языка, настоящим своим именем.

  В 1710 г. камедулы построили в Сувалках маленький деревянный костел и исходатайствовали у короля Августа II привилегии на обраще-ние селения в город и на предоставление ему вместе е тем, так назы-ваемого, магдебургского права.

  В 1816 году по ходатайству владельца имений Довспуда и Рачки гражданина  Паца, Сувалки делаются воеводским городом, а после преобразования местного управления - губернским, сначала Авгус-товской (1837 г.), а затем Сувалкской (с 19 декабря 1866 г.) губернии.

  До I860 года, когда С.-Петербург и Варшава не были еще соединены железнодорожной линией, через гор. Сувалки, лежащий при шоссейной дороге, соединяющей эти города, неоднократно проезжали Императоры Александр I и Николай I и другие члены Императорской фамилии; для остановок и ночлега Высочайших Особ был построен специальный дом, занимаемый ныне Губернатором.

  Кстати приведем здесь два случая с Императором Николаем I, имев-ших место в Сувалкской губернии.

  Однажды, весной 1830 года, при проезде Императора Николая Пав-ловича с Великим Князем Михаилом Павловичем в Варшаву, по мар-шруту были назначены остановки для завтрака в гор. Мариамполь, а для обеда в гор. Августов. Приехав в гор. Мариамполь, Император не пожелал в нем останавливаться и приказал ехать далее а подъезжая к гор. Сувалкам, находящимся в 56 верстах от Мариамполе, приказал остановиться для обеда. В Сувалках же ничего, не было приготовлено

и потому приходилось ехать далее. Во время перепряжки лошадей, Император взял у близь стоящего разносчика несколько баранок мест-ного приготовления и с видимым апиетитом стал их кушать. Заметив это, фельдъегерь Беловусин почтительно доложил, что в 14 верстах, в фольварке Ольшанка, живет знакомый его помещик, у которого можно будет пообедать. Император, одобрив это предложение, приказал ему ехать туда вперед и приготовить, что возможно. Щавелевые щи со сметаной и обыкновенное жаркое, приготовленные доморощенным поваром пана Балтасара Куявского, счастливого обитателя фольв. Ольшанка, составили в тот день обед могущественного Монарха.

  Во время обеда Государю прислуживал старый слуга Куявскаго, не допуская приближаться Царского камердинера. В конце обеда, по приказанию Императора, принесена была из дорожного погребца бутылка шампанского, и Царь, налив три бокала, провозгласил тост за хозяев, высказав при этом свое довольство предложенным ими обедом.

Два часа пробыл Государь у Куявского, гуляя с ним в саду и разговари-вая. Наконец, милостиво расставаясь и узнав, что он держит назван-ную казенную мызу в срочной аренде Государь Николай Павлович пожелал, чтобы фольварк этот поступил в бессрочную (вечную) аренду рода Куявского, почему и ныне владеет им внук Балтасара Куявского - советник Сувалкской Дирекции Земского Кредитного Общества.

  В другой раз, в октябре 1847 г. Император Николай I возвращался из Варшавы в С.-Петербург в экипаже, запряженном 6 лошадьми. На 16 версте, минуя гор. Мариамполь, форейторская лошадь, по причине болезненного припадка, неожиданно свалилась в канаву и увлекла за собою других лошадей, так что передние колеса экипажа попали было уже в канаву, и только благодаря особенной ловкости и силе почтальона Будкевича, сумевшего осадить коренных лошадей, экипаж избежал не-минуемой опасности совершенно опрокинуться. Император вышел из экипажа и самолично помогал вытаскивать его на шоссе вместе е прибывшим из ближайшей деревни крестьянином Фомою Илгунасом, почтальоном и четырьмя конвойными казаками. Прибыв на ст. Будка, Император, находясь в хорошем расположении духа, неоднократно повторял по адресу почтальона Будкевича: „Славный молодец," при чем прибавлял: „лошади скверные" и приказав почто- содержателю Лисиц-кому написать об этом в Мариампольскую почтовую контору, отправил-ся в дальнейший путь. Означенные проезды и вообще оживленность пассажирского и товарного движения в то время имели благотворное влияние на развитие как торговли, так и вообщее экономического состояния города. С проведением же С. Петербургско-Варшавской железной дороги, а вместе с тем и с прекращением упомянутого движе-ния, торговля города пришла в значительный упадок, и только в последнее время, с проведением Занеманской линии железной дороги, пролегающей через самый город, уже замечается оживление в торгово-промышленной деятельности городского населения, в особенности же стремление среди здешних коренных жителей -  христиан к торговым операциям, которые до сих пор исключительно находились вруках евреев.  

  С внешней стороны Сувалки представляют тип нового губернского города, с правильными широкими улицами, довольно обширным, городским садом, расположенным в центре города. Находясь в ложбине при реке Черной-Ганче, город окружен со всех сторон неблагоприятной

для растительности песчаной почвой, вследствие чего в нем нет хоро-ших огородов и он снабжается овощами, привозимыми за 40 слишком верст.

  Вся главная улица - С.-Петербургский проспект - застроена почти непрерывною цепью каменных домов однообразного и некрасивого стиля, с подъездами из ворот, устроенных посередине дома, и только дома позднейшей постройки, как напр., дома Красовского, Гудзян-ского, а в особенности здание попечительного общества в доме трудо-любия и дом Федоровой (Больш. Мещанская ул.), отличаются более изящной архитектурой. Всех домов насчитывается около 888; из них 394 каменных и 494 деревянных.

  Кроме правительственных и общественных губернских учреждений, а равно городского и уездного управления, в городе находятся: право-славный Успенский собор, построенный в 1840 году, а, затем рас-ширенный и капитально ремонтированный в 1893-1894 годах, клад-бищенская церковь (в 1893 г.), римско-католический приходской

костел построенный в 1820 году, замечательная по изяществу архи-тектуры часовня на римско-католическом кладбище (построена в 1853 году), евангелическо-аугсбургская кирха и еврейская синагога; затем мужская и женская гимназии, 6 начальных одноклассных городских училищ, 3 одноклассных частных училища, воскресно-ремесленное учи-лище и женская воскресная школа: православный детский ириют, с церковно-приходской школой, одержимый на средства православного приходского попечительства, римско-католический детский приют, христианское благотворительное общество, дом призрения бедных, дом трудолюбия, с воскресной школой, местное управление общества крас-ного креста, сельско-хозяйственное общество, ссудо-сберегательное товарищество, городское кредитное общество, медицинское общество, вольное пожарное общество, метеорологическая станция и станция Занеманской железно-дорожной линии. Из войск в городе распо-ложены: 4-й Лейб-драгунский Псковский Его Величества, Государыни Императрицы Мари Федоровны полк, 6-й Лейб-драгунский Павлоград-ский Императора Александра III полк, 3-й и 4-й конно-артиллерийская батареи 2-го конно-артиллерийского дивизиона, а также 5-ая стрелко-вая бригада (17, 18, 19 и 20 стрелковые полки) и 1-я, 2-я и 3-я легкая батареи 5-го стрелкового артиллерийского дивизиона.

страница 1 2 3 4 5 6